Дуальная подготовка –успешный путь на рабочее место

Дуальная подготовка –успешный путь на рабочее место

Качественное профессиональное образование сегодня – это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Государственная политика в области технического и профессионального образования (ТиПО) стала частью Госпрограммы развития образования на 2020–2025 годы.

На современном этапе развития РК главная задача ТиПО – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве выпускников колледжей от реальных требований конкретных предприятий.

Главной проблемой на сегодняшний день остается несоответствие квалификации требованиям рынка труда. Реакцией на вызовы современного рынка является процесс модернизации системы ТиПО в Казахстане, в частности использование эффективных систем обучения, способствующих повышению квалификационного уровня выпускников колледжей. На сегодня дуальная система обучения – одна из самых инновационных и эффективных форм качественной подготовки профессионально-технических кадров в мире, совмещающая в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку, т е. это объединение интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации.

Казахстанская модель дуального обучения — «кооперативное обучение» – одна из форм организации профессиональной подготовки кадров, основанной на корпоративной ответственности государства, работодателей и учебных заведений и способствующей решению основных задач: определения потребности кадров (рынок сам регулирует потребность в кадрах); трудоустройство выпускников (многие студенты остаются работать в тех же предприятиях, где проходили практическое обучение); соответствие содержания образования требованиям работодателей; повышение престижности системы ТиПО и др.

Сложившийся в Казахстане инновационный рынок труда диктует необходимость пересмотра традиционных подходов в системе образования колледжа, который пока стремится переориентироваться на новые цели подготовки специалистов. Действующие государственные образовательные стандарты предполагают в лучшем случае равное соотношение теоретического и практического обучения, хотя актуализация профессиональных компетенций требует превалирования практико-ориентированных форм. В определенной степени решению обозначенной проблемы способствует реализация в обучающем процессе принципов дуальной системы обучения, т.е тесного взаимодействия колледжа и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста.

В настоящее время в КГУ «Карагандинский машиностроительный колледж» обучение по дуальной системе ведется по двум специальностям: 1109000 «Токарное дело и металлообработка», квалификации «Станочник широкого профиля» и по специальности 1112000 «Эксплуатация машин и оборудование промышленности», квалификации «Техник-механик». На сегодняшний день дуальным обучением по этим двум специальностям охвачены 82 студента (4 группы), что составляет 22%. По сравнению с прошлым годом доля студентов, охваченных дуальным обучением увеличилась на 6%. В рамках дуального обучения колледж сотрудничает с семью предприятиями города Караганды, с которыми заключены договора о дуальном обучении. Долгосрочное партнерство успешно реализутся с такими предприятиями, как ТОО «Корпорация Казахмыс» — Карагандинский литейно-машиностроительный завод (КЛМЗ), ТОО «КарГорМаш», ТОО «РММЗ» и другими предприятиями, заинтересованными в формировании компетентных специалистов. В 2020 году колледж заключил договор с предприятием ТОО «KazCarbon», которое также заинтересовано в успешной реализации дуального обучения. Согласно Правил организации дуального обучения, (Приказ № 50 от 21 января 2016 года) заключено 82 договора по дуальному обучению со студентами, в котором предусмотрены обязательства трех сторон «обучающийся, колледж и предприятие», зарегистрированные в РПП «Атамекен».

В рамках дуального обучения педагогические работники колледжа совместно с ведущими специалистами ТОО «Мaker (Мэйкер)», «КЛМЗ», ТОО «РММЗ», ТОО «КарГорМаш-М», АО «КЭР» разработали Программу эксперимента по теме «Внедрение дуальной системы обучения как фактор улучшения системы профессиональной подготовки качества специалистов» и экспериментальную образовательную программу, которые были представлены на областной Экспертный совет и рекомендованы для внедрения. Педагогический коллектив колледжа проводит определенную работу по внедрению дуального обучения, которое характеризуется как образовательный процесс, сочетающий практическое обучение с частичной занятостью на производстве и обучение на базе колледжа. Студенты первого курса проходят производственное обучение в учебных мастерских колледжа. Студенты второго и третьего курса ежегодно имеют хорошие возможности для прохождения производственного обучения и профессиональной практики на предприятии, где они:

  • закрепляются за опытными наставниками, в задачу которых входит инструктирование и обучение студентов практическим навыкам;
  • обеспечиваются спецодеждой и индивидуальными средствами защиты;
  • перед началом практики в течение декады проходят инструктаж по охране труда, прослушивают лекцию о работе предприятия и выпускаемой продукции;
  • обеспечены бесплатным проездом при прохождении производственного обучения и профессиональной практики;
  • получают оплату в период прохождения профессиональной практики (3 курс).

При прохождении профессиональной практики студентами третьего курса изготавливаются изделия, которые используются в технологическом процессе завода. Существует возможность приглашения педагогических работников на предприятие во время запуска новых технологий и оборудования, итоговая аттестация проводится в форме защиты дипломной работы по специальности, при этом большое внимание уделяется практической значимости работы. За три года выпуск по дуальной системе обучения составил 50 человек, из них 44 человека (88 %) трудоустроились на предприятиях социальных партнеров.

Также в рамках дуального обучения наставники с предприятий ТОО «Мaker (Мэйкер)», «КЛМЗ», и ТОО «Рапид» участвуют в проведении уроков производственного обучения совместно с мастерами производственного обучения колледжа на базе учебных мастерских колледжа, приобретая педагогические и психологические навыки работы с молодежью.

Ежегодно в колледже проводятся круглые столыс социальными партнерам, где обсуждаются проблемы реализации дуального обучения на базе предприятий.

В 2019 году совместно с представителями предприятий в рамках семинара Палаты предпринимателей Карагандинской области была разработана программа практики на предприятии, направленная на качество и эффективность проведения практического обучения на предприятии.

В 2021 учебном году планируется проведение демонстрационного экзамена по стандартам WS по специальности «Токарное дело и металлобработка» с привлечением наставников с предприятий – соцпартнеров. С целью исполнения Плана мероприятий по реализации ГПРОН на 2020-2025 в 2021 году в колледже был создан Индустриальный Совет, приоритетной задачей которого является помощь колледжу в реализции дуального обучения и трудоустройство выпускников.

Организация обучения по дуальной форме требует дополнительных финансовых и трудовых затрат со стороны всех участников процесса, однако, она дает и дополнительные возможности для каждого из его участников.

Возможности для колледжа:

  • приведение подготовки кадров в соответствии требованиям работодателя (разработка учебных программ при участии специалистов предприятий исходя из потребностей рынка в регионе, гибкость учебных планов и программ);
  • доступ к оперативной информации о текущем состоянии производственных процессов и внедрение в учебный процесс инноваций с производства;
  • повышение квалификации преподавательского состава;
  • мотивация студентов учиться не для галочки;
  • повышение качества подготовки студентов;
  • гарантированное трудоустройство выпускников;
  • развитие потенциала и рост конкурентоспособности колледжа.

Возможности для работодателей:

возможность дополнять содержание обучения кругом специфичных проблем для данного производства;оценка качества подготовки студентов непосредственно в производственных условиях;возможность отбора лучших студентов т.к. за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными; приема на работу креативной личности, способной реализовать новые идеи в рамках избранной профессии.

Возможности для студентов:

освоение теории через практику, решение реальных профессиональных задач и производственных ситуаций, т.е. эффективное сочетание теории с практикой;реальный опыт работы: проведение большей части времени на рабочем месте;оптимальная адаптация к взрослой жизни;возможность для управления собственной карьерой;ранняя адаптация к профессии: адаптация к производственным отношениям в коллективе, развитие социальной компетенции;повышение уровня базовых и профессиональных компетенций на предприятии (умение работать в команде, навыки оптимального выбора технологического решения и др.), развитие личностных качеств;дополнительный доход;возможность трудоустройства на предприятии социальных партнеров.

Идея дуального обучения с каждым годом приобретает свои реальные практические контуры. Есть и определенные проблемы: на сегодня нет полной готовности со стороны предприятий, хотя уже и созданы некоторые правовые и нормативные предпосылки.

Тем не менее, дуальная система обучения на сегодняшний день является наиболее инновационной и эффективной формой подготовки специалистов колледжей, уровень подготовленности которых имеет большое значение для экономики региона и Республики Казахстан.